Аналитика

130 крупнейших российских продовольственных ритейлеров за 2012 год открыли 4059 новых магазинов всех форматов, что превзошло результаты предкризисного 2008 года и стало новым рекордом. Об этом в номере от 28 февраля пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные агентства Infoline, которое получает информацию от самих розничных сетей.

Совокупная торговая площадь ритейлеров выросла на 1,75 миллиона квадратных метров до 11,5 миллиона. Чистый прирост, за вычетом закрытых магазинов, составил 17,5 процента. Лидером по росту остался «Магнит», его доля среди всех новых торговых площадей составила 25,5 процента. Ритейлер открыл 1575 новых магазинов, его площадь выросла на 0,58 миллиона квадратных метров.

Второе место сохранила X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), доля которой в общем приросте составила 10,1 процента. Третье место досталось «Дикси» (4,8 процента). В прошлом году после X5 Retail Group следовал французский ритейлер Auchan.

В отраслевом агентстве отмечают, что доля крупнейших ритейлеров на рынке сокращается, в то время как более мелких региональных сетей, таких как «Холидей», «Мария-Ра» и «Интерторг» — растет. Так, в 2010 году на «Магнит» и X5 приходилось 47,7 процента общего прироста среди 130 крупнейших сетей, а в прошлом году показатель составил 35,6 процента.

До 2012-го лучшим годом для отечественного ритейла считался 2008-й. Тогда торговые площади крупнейших ритейлеров выросли на 1,55 миллиона квадратных метров. В 2009 году рост составил всего 0,63 миллиона квадратов, в 2010-м — 0,92 миллиона, а в 2011 году — 1,49 миллиона квадратных метров.

В то же время, рейтинг крупнейших ритейлеров по объемам выручки отличается от списка сетей с наибольшим число магазинов. Так, согласно рейтингу Infoline, первое место по объему выручки в позапрошлом году заняла X5 Retail Group, которой удалось заработать более 450 миллиардов рублей. Второе место занимал «Магнит» (335 миллиардов), третье — Auchan (195 миллиардов рублей).