Общепит в ритейле — устойчивый тренд

Развитие общепита в ритейле – мировой и российский тренд. Форматы общепита становятся изюминкой, конкурентным преимуществом магазина, точкой притяжения потока покупателей, позволяют более эффективно использовать площади магазина, загрузить кулинарное и кондитерское производство, увеличить торговую наценку.

Неожиданно, но общепит в кризис демонстрирует меньшее падение, чем ритейл. Если в 2015 году торговая розница снизилась на 10%, то рынок общественного питания сократился на 6% (по данным Росстата). Для сравнения: в прошлый кризис ситуация была обратная – в 2009 году оборот продуктовой розницы к предыдущему году упал на 2%, а общепита – на 13%.
Почему так сложилось? Во-первых, изменилась структура рынка общепита,т. к. ключевым каналом сегодня является фастфуд, который в 2009 году был гораздо слабее. Фастфуд достаточно устойчив к кризису, так как представлен крупными международными операторами и характеризуется достаточно низким средним чеком, поэтому доступен для потребителей, прекративших ходить в традиционные рестораны. Вторая причина – новая формация потребителя. За эти годы вырос и экономически развился сегмент потребителей, для которых питание вне дома – не роскошь, а элемент повседневной жизни.
В ритейле растет продажа готовых к употреблению еды и напитков. По данным компании NPD Group, этот сегмент в 2015 году вырос на 4% по отношению к 2014 году. Тем не менее, его доля в структуре оборота продуктового ритейла все еще крайне мала – около 1%, а значит, здесь имеется большой потенциал для роста.
Рынок общепита начал снижаться еще в конце 2014 года (- 2% в IV квартале), продолжил падение в 2015 году (- 5% в I и II кварталах, – 3% – в III, – 6% – в IV квартале). Но в 2016 году падение снизило темпы: в I квартале рынок сократился уже на 3%.
В 2015 году единственными растущими каналами общественного питания были фастфуд (+1%) и ритейл (включая заправки) (+4%). При этом ритейл оказался самым динамично растущим сегментом рынка. Средний чек в рознице ниже, чем на рынке общепита (средний чек в рознице – 160 руб., в общепите – 265 руб.), но растет быстрее (прирост среднего чека в рознице составил +7%, в общепите +3%).

Итак, выделим основные направления развития:

• В ближайший год продолжится общее увеличение затрат россиян на питание вне дома, вызванное инфляцией, а сокращение доходов будет и дальше стимулировать потребителя переключаться с традиционных на более доступные и современные форматы, в частности, на ритейл.
• Точки роста продуктового ритейла в России – развитие in-store кафетерия, увеличение присутствия готовых блюд в ассортименте, развитие доставки, создание в магазине комфортной атмосферы для общения и удовольствия.
•  Имеет смысл сделать фокус на возрастную аудиторию 35+, обладающую самой высокой покупательской способностью, но пока не достаточно охваченную. Самым высоким потенциалом тут обладают дневные посещения.
• Для привлечения потребителя коммуникация должна подчеркивать основное преимущество ритейла по сравнению с традиционными каналами – более доступные цены, выгодные промо и интересные акции.
Источник www.retail.ru