Тула отмечает необычный праздник

Тула отмечает необычный праздник – День тульского пряника
Он состоится в местном старинном Кремле, часто изображаемом на этом любимом лакомстве детей и взрослых.
Праздник откроется интерактивным представлением «Тот в Туле не бывал, кто пряника не едал», зрители которого станут непосредственными участниками невероятных приключений знакомых каждому сказочных персонажей.
В программе также – выборы «Пряничной пары», яркое огненно-пиротехническое шоу, выступления профессиональных и самодеятельных творческих коллективов Тулы и области. Самые маленьких гостей торжества примет «Сказочная поляна». Ребят постарше — площадка «Пряничные потешки», где скоморохи организуют русские народные игры и забавы. А среди аттракционов наиболее завлекательным будет, конечно, «Пряничный тир».

История пряника

Мучные кондитерские изделия регулярно употребляются во всем мире. Их производители могут предложить самые разнообразные ассортимент, цены и качество. Среди мучных сладостей особое место занимают пряники. 

Пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, в которое для вкуса могут добавляться мед, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Для многих пряники ассоциируются с традиционно русским чаепитием, однако они популярны не только в нашей стране. История пряника уходит в глубь веков. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепешках датируется примерно 350-м годом до нашей эры. Уже древние египтяне знали о них. Римляне называли их «panus mellitus»: это были намазанные медом лепешки, которые с медом же и выпекались. Медовые лепешки впервые в истории стали известны под названием «лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники). В той форме, которую знаем мы, они были изобретены в Бельгии в городе Динант. На Руси первые пряники появились около IX века и назывались «медовым хлебом». Они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в известное нам лакомство.
На Руси с пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак чести, уважения, любви. Служили они и подаянием нищим. Особые пряники пекли в связи с каким-нибудь торжественным событием. Кроме обряда подношения, с пряниками связывались многие старинные обычаи и поверья. Без них раньше не проходило ни одно событие – ни веселое, ни печальное. Так, например, пряник дарили невесте на свадьбе, а  заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Пряник, как бытовое явление, глубоко и разносторонне вошел в жизнь народа. В свое время даже детей приобщали к грамоте при помощи пряников: специальная пряничная азбука появилась в России в XVIII веке.
Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.
На Руси существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Это лепные пряники (их лепили из теста – так же, как игрушки из глины), печатные пряники (их делали с помощью пряничной доски, или «пряницы», в виде рельефного оттиска на тесте) и силуэтные (вырубные или вырезные) пряники (для их изготовления использовали или картонный шаблон, или штамп из жестяной полоски, с помощью которого из раскатанного теста вырезался силуэт будущего пряника). В некоторых городах до сих пор сохранились традиции изготовления пряников по этим технологиям.
В России, пожалуй, самыми популярными были и остаются тульские пряники. Мастеров в Туле было много, и каждый из них пек пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии. В XIX веке в Туле было около десяти пекарей, среди них: Василий Сериков, организовавший свое производство в 1870-м году, братья Белолипетские, Петр Козлов и братья Гречихины, которые в 1900-м году потрясли весь мир, соорудив на Международной выставке в Париже из пряников целый павильон. После революции некоторое время было не до пряников, но во времена НЭПа они появились снова, – однако, звучные названия типа «Иссидуан» и «Царский» заменили на «Комсомольские» и «Комиссарские».
Тульский пряник – печатный. Формы для него вырезались из березы и «вылеживались» от пяти до двадцати лет. Когда дощечка просыхала, на нее наносили узор в зеркальном отражении. Даже сегодня мастера кондитерских фабрик Тулы утверждают, что пекут пряники по старинному рецепту.  Краеведы считают, что пряники в Туле пекут уже более трех веков. В прошлом году на первом фестивале тульского пряника называлась более конкретная дата — 325 лет. Как уж там она высчитывалась — неизвестно, зато известно, что самый большой пряник был изготовлен для Екатерины II – он был трех метров в диаметре и украшен видами северной столицы, вылепленными вручную.

Современным мастерам делать лакомство таких размеров не позволяют размеры печей. Пряник-рекордсмен XXI века, испеченный в Туле, был весом 43 кг, метр в ширину и полтора в длину. Замешивать тесто для него начали ранним утром, в печи пряник «просидел» около часа, потом был отправлен на глазировку, которая является не менее сложным творческим процессом, и лишь к середине дня был готов к употреблению.

На Дне пряника жители и гости Тулы соприкоснутся с историей и традициями пряничного дела, ознакомятся с особенностями этого производства, увидят редкие экспонаты пряничных досок, с которых печатался рисунок — и, конечно, вволю отведают пряников, сообщает ИТАР-ТАСС.